Правила и условия использования сайта
Основания возникновения ответственности
1. Распространение запрещенной информации и материалов
В настоящее время существует достаточно широкий круг информации, распространение которой прямо запрещено законом. В первую очередь это материалы экстремистского характера, информация о наркотиках и способах их изготовления, порнографические материалы и т.д. В соответствии с «антипиратским законом» к числу запрещенной информации можно отнести любые сведения, направленные на получение доступа к фильмам (включая ссылки, каталогие торрент-сервисов и т.п.).
2. Нарушение договорных обязательств по срокам и/или качеству услуг
Соглашаясь с Пользовательским соглашением, пользователь заключает с владельцем интернет-сервиса гражданско-правовой договор, предмет которого, как правило, касается оказания услуг (выполнения работ) или предоставления лицензии. Поэтому в соглашении нужно обыграть возможные правовые риски. Особенно данное положение важно для сервисов, предоставляемых на платной основе.
3. Ненадлежащая реклама
Монетизация сервиса может выполняться на рекламной основе. В таком случае к вышеобозначенным рискам добавляется возможность привлечения к ответственности за распространение недобросовестной или недостоверной рекламы.
4. Внедоговорное причинение вреда имуществу, здоровью или жизни
Достаточно частая ситуация с учетом любви российских пользователей к самостоятельному решению задач, требующих высокой квалификации. К числу таких сервисов можно, например, отнести различные «медицинские» сайты, на которых размещаются консультации врачей, описание методов лечения, показания по применению лекарственных средств, диет и проч. средств и способов «улучшения» здоровья.
5. Ущемление личных неимущественных прав
Данное основание в первую очередь связано с распространением недостоверной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию третьего лица. Здесь же могут быть претензии в связи с нарушением права на изображение гражданина, авторского права на имя и т.п.
6. Недобросовестная конкуренция
Как правило данное основание связано с распространением недобросовестной рекламы или информации, порочащей деловую репутацию конкурента.
Способы ограничения ответственности путем определения вида и содержания договора
1. Безоговорочное присоединение к условиям публичной оферты
Для придания юридической силы дисклаймеру, включенному в текст соглашения с пользователем, необходимо подтвердить факт ознакомления и принятия пользователем его условий. Для этого используется предусмотренный законодательством механизм заключения договоров.
Как мы указали выше, размещение Пользовательского соглашения на сайте интернет-сервиса направлено на заключение с пользователем договора. Раздел 1 шаблона пользовательского соглашения направлен на обеспечение механизма легального скрепления отношений сторон на условиях Пользовательского соглашения без каких-либо оговорок.
2. Замена услуг лицензией на использование программно-аппаратных средств
Данный вопрос достоин отдельного обсуждения в рамках темы использования лицензии на сервис в рамках договора SaaS. Поэтому здесь мы не будем особо углубляться в его рассмотрение. Отметим лишь, что риски использования лицензионной схемы существуют у платных сервисов и связаны с возможностью переквалификации соглашения на договор возмездного оказания услуг. В случае применения владельцем сервиса льготы по НДС в связи с лицензированием программного обеспечения такого сервиса, переквалификация сделки повлечет вменение недоимки по НДС (18% с суммы реализации), пени и привлечение к налоговой ответственности (штраф от 20% суммы недоимки).
Рассматриваемый шаблон пользовательского соглашения разработан для бесплатных сервисов, поэтому у владельца отсутствуют приведенные выше налоговые риски. В то же время он получает дополнительные преимущества в снижении гражданских рисков, поскольку результаты творчества, к которым законом относятся сайты в целом и включаемые в их объекты авторских прав, защищаются вне зависимости от их достоинства и могут предоставляться в пользование «как есть», т.е. без дополнительных гарантий товарной пригодности и качества (см. раздел 3 шаблона Пользовательского соглашения).
3. Безвозмездность лицензии
Этот принцип позволяет использовать указанные в п.2 преимущества лицензионной схемы. В то же время безвозмездность лицензии препятствует применению Закона О защите прав потребителя в случае, когда на стороне пользователя – физическое лицо (см. п.6.1. шаблона Пользовательского соглашения).
4. Отказ от гарантий и предоставление сервиса «как есть»
Если требования в п.3 являются условием применения лицензионной схемы предоставления сервиса, то данные положения являются его следствием. В Пользовательском соглашении необходимо с достаточной ясностью изложить условия об ограничении ответственности за предоставление и использование сервиса, например, как это сделано в п.6.2. шаблона Пользовательского соглашения.
5. Ответственность при наличии вины
По общему правилу ответственность по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, возникает только при наличии вины нарушителя (ст.400, 401 ГК РФ). Кроме того, закон позволяет заранее заключить соглашение об ограничении ответственности (кроме случаев умышленного нарушения).
Поэтому в Пользовательское соглашение на использование интернет-сервиса может быть включено условие о привлечении владельца сервиса к ответственности только при наличии его вины.
6. Форс-мажор и действия третьих лиц
Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы) на основании п.3 ст.401 ГК РФ освобождает от ответственности также в случаях нарушения обязательства при отсутствии вины.
7. Введение предельной суммы компенсации
На основании ст.400 ГК РФ ответственность владельца интернет-сервиса может быть ограничена предельным размером. Исключение составляют случаи когда пользователь выступает в качестве потребителя и законом установлен определенный размер ответственности за данное нарушение.
Ранее мы указали, что в случае безвозмездного предоставления сервиса, пользователь на считается потребителем по смыслу гражданского законодательства. Поэтому данное исключение не действует. В случае предоставления платного сервиса размер ответственности определяется в том числе в зависимости от вида заключенного договора.
8. Получение лицензии на пользовательский контент (UGC) при его добавлении
В случае предоставления социального сервиса или платформы для размещения пользователями различных материалов в публичном доступе необходимо оформлять лицензионное соглашение на использование такого контента в рамках такого интернет-сервиса (см. раздел 5 шаблона Пользовательского соглашения).
Например, владелец сервиса может захотеть использовать пользовательский контент на иных страницах сайта, в презентациях, транслировать его на другие сайты и т.п., что невозможно без получения соответствующего разрешения.
9. Возложение ответственности за UGC на пользователей
Получение лицензии подтверждает факт использования контента с разрешения пользователя, который отвечает за наличие у него полномочий на выдачу такой лицензии (см. п.6.3, 6.5., 6.11 шаблона Пользовательского соглашения).
10. Отсутствие премодерации
Получение лицензии на пользовательский контент в полной мере не устраняет владельца интернет-сервиса от ответственности за нарушение исключительных прав действительного правообладателя. Помимо прочего необходимо подтвердить, что владелец не знал о возможном нарушении. Поэтому в Пользовательском соглашении нужно четко обозначить, что предварительная проверка контента не производится (см.п.6.4.).
11. Правила обращения правообладателя
Для упрощения работы с правообладателями в Пользовательское соглашение включаются условия о необходимости предоставления ссылки на страницу с контрафактным материалом и адрес для направления уведомления о нарушении прав (см. п.6.7. Пользовательского соглашения).
12. Введение процедуры вступления пользователя в спор (авторизации)
Для подтверждения факта существования пользователя, на которого в соответствии с законом и соглашением возлагается ответственность за размещение контрафактного материала, следует предусмотреть в Пользовательском соглашении требования о его авторизации в случае получения претензии (см. п.6.8. соглашения с пользователем).
13. Определение условий блокировки аккаунта и удаления контента
Соблюдение требований федерального закона Об информации в редакции нового антипиратского закона предполагает удаление информационным посредником спорных материалов по первому обращению правообладателя. Поэтому Пользовательское соглашение должно предоставлять владельцу интернет-сервиса такую возможность без предварительного согласования и уведомления пользователя (см. п.6.9 и 6.10).
Положения п.8-13 направлены на выполнение требований законодательства о совершении владельцем интернет-ресурса как информационным посредником всех необходимых действий для устранения возможных нарушений интеллектуальных прав третьих лиц.
14. Тестовый характер сервиса
Данная причина снижает налоговые риски безвозмездной реализации (раз) и служит дополнительным аргументов в пользу ограничения ответственности (два) и временном характере обязательств (три).
15. Упрощенный порядок изменения условий и отзыва оферты, прекращения договора
Статья 450 ГК РФ позволяет заранее достигнуть соглашение об упрощенном порядке изменения или расторжения договора путем включения таких условий в текст договора (см. п.9.4 Пользовательского соглашения).
16. Выделение условий предоставления платных услуг в отдельное соглашение
Если наряду с бесплатным использованием общего функционала сервиса вы предлагаете оплатить отдельные его возможности, необходимо оформить отдельный договор на платные услуги.
Это требуется, во-первых, для обоснования продолжения безвозмездного предоставления базового функционала, а во-вторых, для сохранения принятой модели снижения гражданских рисков.
17. Взимание платы за доступ к функционалу, а не услуги на его основе
Такой порядок значительно упрощает процесс доказывания факта оказания услуг, отражения сумм реализации и документооборота, т.к. услуги считаются оказанными с момента открытия доступа на определенный период, а не по истечении такого периода времени.
18. Снятие ответственности за использование учетных данных
Действия, совершенные с использованием логина и пароля пользователя, должны однозначно рассматриваться в качестве действий самого пользователя. На пользователя необходимо возложить ответственность за обеспечение сохранности своих учетных данных (см.2.3. шаблона).
19. Введение требований к размещаемым рекламным материалам
Если ваш сервис связан с размещением рекламы, необходимо предусмотреть требования к рекламным материалам, размещаемым с использованием вашей системы. Обычно это делается путем включения в Пользовательское соглашение ссылки на отдельный регламент, который имеет для сторон обязательный характер и включает условия размещения рекламы и требования к ее оформлению, содержанию и подтверждению соблюдения законодательства при ее размещении.
20. Получение согласия на использование персональных данных
В случае заключения Пользовательского соглашения с физическим лицом возникает необходимость соблюдения законодательства о персональных данных. У пользователя должно быть получено письменное согласие на обработку его персональных данных с указанием перечня таких данных, допустимых способов их обработки, целей и срока обработки и т.д. (см. раздел 8 шаблона).
21. Определение допустимого порядка уведомления пользователей
Данное положение Соглашения направлено на соблюдение требований о недопущении СПАМа (см. раздел 7 шаблона).
На этом мы завершаем описание основных принципов составления Пользовательского соглашения. Разумеется, предложенные положения должны применяться с учетом специфики конкретного интернет-сервиса. Поэтому условия соглашения могут быть существенно расширены или, наоборот, сокращены и адаптированы в зависимости от механики и коммерческих условий предоставления сервиса.